Русский язык













Языковая разминка
      №1                                                                                                    1. Вставьте в слова пропущенные буквы. Р...стение, р...сти, р...сток, отр...сль, выр...щенный.                                                           2. Расставьте в словах ударение. Мусоропровод, диспансер, феномен, вероисповедание, христианин.                                            3.Что означают данные слова в современном русском языке?   
Перси, выя, рамена, шуйца, ланиты.                                      4.Исправьте ошибку в предложении.   От длительного перехода я так устал, что был ни жив ни мёртв.                                                                                                      5. Укажите разницу между словами "масленый" и "масляный".
                                
  №2                                                                                                                                                
 1. Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова. Ув...дать издали - ув...дать без влаги; скр...петь дверью - скр...пить печатью.                                                                                   2. Вставьте в слова пропущенные буквы. Акац...я, ц...ган, синиц...н, ц...плёнок, ц...ркуль.                                                              3. Расставьте в словах ударение. Договор, бармен, столяр, красивее, по средам.                                                                          4. Назовите слова, в которых количество букв и звуков совпадает.          Копьё, копия, ядро, пойдём, подъём.                         5. Укажите однозначные слова. Солнце, эпитет, канал, дубовый, палисадник.

         №3

 1. Расставьте в словах ударение. По средам, некролог, танцовщица, завидно, шарфы.
  2. Вставьте в слова пропущенные буквы. Ш...рох, ш...лк, крыж...вник, ш...в, ч...лка.
 3. Найдите слово, которое соответствует следующему толкованию: "Вещь, свято хранимая    как память о прошлом".
        а) сувенир;   б) талисман;   в) реликвия;   г) трофей.
 4. Разберите по составу слово "пошёл".
 5. Дайте современный вариант слов: десница, перст, ветрило, живот, денница.

        №4

1. Назовите существительные женского рода. Рояль, тюль, мозоль, путь, брешь.
2.Назовите одушевлённое существительное. Молодёжь, народ, матрёшка, берёза, студенчество.
 3. Расставьте в словах ударение. Свекла, много окон, торты, ракушка, симметрия.
4. Найдите глаголы ІІ спряжения. Строить, брить, видеть, стелить, иметь.
5. Вставьте пропущенные буквы. Сверч...к, девч...нка, зайч...нок, больш...го, береж...т.

        №5

1. Раскройте скобки. Числа запишите словами. (Оба, обе) сёстрами, (оба, обе) друзьями, (356)миллионный, (1,5) страницы, к 08.03.
2. Расставьте ударение. Сергий Радонежский, Сальвадор Дали, Пикассо, Кижи, Ставропольский край.
3. Исправьте речевые ошибки.
·        Хороший руководитель должен во всём показывать образец своим подчинённым.
·        они хочут;
·        собакина конура;
·        на лбе.
·        Воины проявляли упорность и отвагу.
·        Над ними разыграли шутку.




     Я делаю так
Интерактивное упражнение. Соедините попарно орфограмму и примеры, найдите «лишнее» словосочетание.
А. Написание наречий                  1.   Чай настоян дочерн…,                                                                                        вымыла  дочист…,
   через дефис                                      написано набел…,
                                                              снов… перед вами.

Б. Написание о/а на                       2.   Затушевать хорош…,                                                                                           ещ… не сделали,
    конце наречий                                 очень горяч…,                                                                                                      говорил  общ…
                                                                        
В. Написание о/е в                        3. Лёг навзнич…,                                                                                                    ударить наотмаш…,
    наречиях                                       открыть настеж…,                                                                                               невтерпёж… ждать
                                                                                 
Г. Написание буквы Ь                   4.  Жалеть (по)матерински,                                                                                      уже светлым(светло), 
    в наречиях после                            (по)осеннему лесу,
    шипящих                                         где(либо) написать



  
  *Работа со словарными словами. (Какое слово зашифровано?)
    1. Последний звук в слове «пирог».
    2. Эта гласная буква два раза встречается в слове «работа».
    3. Последняя буква корня слова «русский».
    4. Первая буква второго слога слова «ракушка».
    5. Безударная непроверяемая гласная в слове «сапог».
    6. Пятая буква в слове «загадка».
   Слово «каскад». Это слово однозначное или многозначное? Если многозначное, дайте толкование всех значений. Составьте предложения.

*Языковая разминка по теме "Имя существительное".
    1. В каком ряду все имена существительные неодушевлённые?
      *ферзь, страна, вода;
      *отряд, народ, дуб;
      *млекопитающее, котёнок, дерево.
     2. В каком ряду все имена существительные одушевлённые?
       *молодёжь, дитя, лещ;
       *матрёшка, карась, друг;
       *лошадь, стая, русалка.
     3. В каком ряду все имена существительные относятся к мужскому  роду?
       *задира, человек, скульптор;
       *кофе, домишко, путь;
       *народ, забияка, сад.
     4. В каком ряду все имена существительные относятся к женскому роду?
        *мозоль, дробь, боль;
        *степь, собака, тополь;
        *путь, тушь, леди.
     5. В каком ряду все имена существительные относятся к среднему роду?
         *подмастерье, здание, насекомое;
         *животное, городишко, дитя;
         *алиби, бюро, жюри



*Буквенный диктант (О/Е после шипящих в разных частях речи)

1. Цоколь              2.  Стажёр              3.  Нипочём           4. Трущоба
5.Рубашонка         6.  Девчонка           7.  Ретушёр            8. Камышовый
9. Ситцевый          10. Дирижёр          11. Грушевый       12. Алычовый
13. Медвежонок    14. Щётка              15. Трещотка         16. Шорох
17. Шёпот               18. Ожог руки       19. Ожёг руку        20. Чопорный
21. Ночёвка             22. Ключом            23. Печёт               24. Решённый
(Ученики записывают только буквы О или Е/Ё)
1.О    2.Е    3.Е    4.О    5.О    6.О    7.Е    8.О     9.Е     10.Е     11.Е     12.О

13.О  14.Е  15.О  16.О 17.Е   18.О  19.Е  20.О  21.Е  22.О     23.Е      24.Е