После урока



Л

Презентация

Мастер-класс от Мастера (к 125-летию со дня рождения М.А. Булгакова

Живой квест по русскому языку в 5 классе

Литературный турнир в 6 классе "Мифы Древней Греции"

✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤




Литературный вечер, посвященный памяти Сергея Есенина,
«Я сердцу никогда не лгу…»


Николай Рубцов

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

 Слухи были глупы и резки:
 Кто такой, мол, Есенин Серега,
 Сам суди: удавился с тоски
 Потому, что он пьянствовал много.

 Да, недолго глядел он на Русь
 Голубыми глазами поэта.
 Но была ли кабацкая грусть?
 Грусть, конечно, была.. . Да не эта!

 Версты все потрясенной земли,
 Все земные святыни и узы
 Словно б нервной системой вошли
 В своенравность есенинской музы!

 Это муза не прошлого дня.
 С ней люблю, негодую и плачу.
 Много значит она для меня,
 Если сам я хоть что-нибудь значу.


 Учитель: Магическое слово – «Есенин». В нём слышится и «ясень», и «осень». Сергей Есенин прожил всего 30 лет, а публиковался и того меньше – 11. За очень короткий отрезок времени Есенину удалось то, чего многие корифеи литературы добивались десятилетиями творчества. Сергей Есенин стал признанным мастером стиха, величайшим поэтом России, достойным преемником пушкинской славы – ещё при жизни.
 Ведущий:
На высоком живописном берегу Оки, в селе Константиново под Рязанью 21 сентября 1895 г. родился Сергей Есенин. Красота и приволье родных полей, березовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие песни за околицей – все эти впечатления детства станут его стихами и поэмами.
Чтец:
Низкий дом с голубыми ставнями,
 Не забыть мне тебя никогда,—
 Слишком были такими недавними
 Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
 Наше поле, луга и лес,
 Принакрытые сереньким ситцем
 Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
 И пропасть не хотел бы в глуши,
 Но, наверно, навеки имею
 Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
 С их курлыканьем в тощие дали,
 Потому что в просторах полей
 Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,
 Да ракитник кривой и безлистый,
 Да разбойные слышали свисты,
 От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
 Все равно не могу научиться,
 И под этим дешевеньким ситцем
 Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними
 Уж не юные веют года.
 Низкий дом с голубыми ставнями,
 Не забыть мне тебя никогда.             1924
Ведущий: Мать Сергея Есенина - Татьяна Федоровна Титова  -  первая красавица и лучшая песенница в окрУге.
Для поэта мать - осуществление всего самого святого: правдивости, нравственной чистоты, верности.
 Перед матерью он исповедуется в радости и горестях. Самый родной человек - мать - всегда с поэтом рядом, к ней он обращается за советом и помощью.
Мать – это словно бы вся прошлая жизнь, постепенно отделяющаяся от человека, туманная память, золотая дымка. Это – кровная связь.
 Ведущий. Как-то спросили Татьяну Федоровну Есенину, почему она все время ходит в черном.  Она ответила: «Меня все Монашкой зовут, да я не потому в черном хожу: как Сергея похоронила, так вот и не снимаю этот наряд». Вздохнув, добавила: «Сергей был нежным, мало ли что о нем мелют, а он был совсем не такой…»

Ведущий:
В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик  родины. С родиной связана лучшая метафора Есенина – «страна березового ситца». Природу  Есенин всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал её.
Чтец:
 «Не жалею, не зову, не плачу…»
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.     1921
 Романс «Клён ты мой опавший…» (в исполнении ученицы 10 класса)
 Ведущий:
«Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Восемнадцати лет я был удивлен, разослав стихи по журналам, тем, что их не печатают, и грянул в Петербург. Там меня встретили радушно. Первый, кого я увидел, был Блок… Когда  я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта.
Ведущий:
Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал: «9 марта… 1915 года. Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые…»
        
Ведущий: Для того, чтобы считать жизнь человека удавшейся или неудавшейся, нужно посмотреть, была ли в ней любовь. Любовь – это не только чувство, это божий дар, это состояние души, дарованное не каждому. Сергей Есенин обладал этим талантом – любить и быть любимым. Любовь наполняла его поэзию неповторимым светом, тайным обаянием, делала самого поэта вечно молодым. Недаром он на все голоса благодарит и благословляет земную жизнь, которую он прожил с такой жадностью и от которой брал всё, что только можно взять.
Вся любовная лирика поэта была посвящена переживаниям и чувствам поэта к женщинам.
О некоторых из них мы вам расскажем.
Ведущий: Август 1912 года.…В письме своему другу Григорию Панфилову Сергей Есенин пишет о том, что перед приездом в Москву познакомился с Марией Бальзамовой. В письме Есенин делится впечатлениями о новой знакомой: «Эта девушка – тургеневская Лиза по своей душе. И по всем качествам, за исключением религиозных воззрений. Я простился с ней, знаю, что навсегда, но она не изгладится из моей памяти при встрече с другой такой же женщиной».
 Ведущий: Трепетный, чистый образ «тургеневской девушки» - Марии Бальзамовой согревал душу поэта в течение нескольких лет. В 1913 году он писал ей: «…люблю безмерно тебя, моя дорогая Маня. Я…готов бы к тебе улететь, да жаль, что все крылья в настоящее время подломаны. Наступит же когда-нибудь время, когда я заключу тебя в свои горячие объятия и разделю с тобой всю свою душу…»
 Надежды поэта на любовь Марии в реальной жизни не сбылись, но его чувства нашли воплощение в прекрасном стихотворении, адресованном Бальзамовой, «Не бродить, не мять в кустах багряных…»
Чтец:
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос своих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зёрна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук.
Но остался в складках смятой шали
Запах мёда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котёнок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи,
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос своих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
Ведущий : Весной 1917 года Сергей Есенин пришёл в редакцию газеты «Дело народа» и в ожидании редактора познакомился с секретарём-машинисткой. Это была Зинаида Николаевна Райх. 22-летняя красавица отличалась жизнерадостностью, чувством юмора.
 Со дня знакомства до дня венчания Есенина и Райх прошло всего три месяца. Они стали мужем и женой, не успев опомниться и представить себе хотя бы на минуту, как сложится их совместная жизнь. Взаимное узнавание сопровождалось потрясениями. Сошлись два ярких характера. Зинаида Райх была чрезвычайно интересной, обаятельной, принадлежала к такому типу женщин, которые не могли не вызывать у мужей чувство ревности.  Ведущий: Скоропалительный брак то и дело осложнялся конфликтами, что, в конце концов, привело к разводу. Это случилось в 1921 году, когда у них уже было двое детей: Таня и Костя. Есенин с глубокой болью переживал разрыв с З.Н.Райх, очень сильно скучал по детям. И эту боль он пронёс через всю жизнь.
 Немного позднее Зинаида Николаевна поступила в Высшие театральные мастерские, вышла замуж за режиссёра Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
Ведущий : Несмотря на то, что брак с Зинаидой Райх был расторгнут, Есенин сохранил в своей душе мучительную любовь к бывшей жене, любовь-ненависть к женщине, которую «легко отдал другому». Противоречивые отношения поэта с Зинаидой Райх, а также размышления о своей жизни нашли отражение в стихотворении «Письмо к женщине».
Чтец:
"Письмо к женщине"                                                                                                     Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел —
Катиться дальше, вниз.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состоянье.
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...
........................................................................
Простите мне...
Я знаю: вы не та —
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.       1924

Ведущий : Знаменитую американскую танцовщицу Айседору Дункан называли «царицей жеста». Её жизнь и восхождение к вершинам танцевального искусства были не из лёгких. Она родилась в Сан-Франциско, мать её преподавала музыку, отец – древние языки. В дни «золотой лихорадки», охватившей Америку, отец разорился и оставил жену с четырьмя детьми. Маленькой Изадоре с четырёх лет пришлось зарабатывать на пропитание, танцуя перед публикой.
Ведущий: Несчастливо складывалась личная жизнь танцовщицы. В 1913 году у неё трагически погибли двое детей, в 1914-м умер новорождённый ребёнок. Эти тяжкие удары судьбы отразились на Айседоре Дункан, она стала питать отвращение к браку, отвергала все предложения о замужестве, была одержима своей работой.

Ведущий : В голодном 1921 году Айседора Дункан приехала в Москву, чтобы основать в России школу пластического танца. Во время своего пребывания в Москве Айседора познакомилась с Сергеем Есениным, который был моложе её на 18 лет…
 Ведущий: Однажды ее пригласили на творческий вечер. Она вошла летящей походкой, сбросила шубку и расправила складки шелкового хитона. Танцовщица была похожа на ожившую статую античной богини. Ей налили «штрафной» стакан вина.
Чтец:
 Не знаю, не помню,
 В одном селе, Может, в Калуге,
 А, может, в Рязани, Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый, С голубыми глазами…
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой, Но ухватистой силою,
И какую-то женщину, Сорока с лишним лет,
 Называл скверной девочкой
И своею милою.
 Ведущий: И не важно, что Айседора почти не говорила по-русски, а Сергей не знал английского. Они понимали друг друга без слов, потому что были похожи - талантливы, эмоциональны, бесшабашны. С той памятной ночи Есенин переехал в квартиру Айседоры. Есенинские друзья-поэты с удовольствием ходили в этот гостеприимный дом, хотя никак не могли поверить, что гуляка и сердцеед искренне полюбил женщину, которая почти в два раза старше его.
  Сергей Есенин произвёл на Айседору незабываемое впечатление, перевернул всю её душу, заставил забыть обет безбрачия. В мае 1922 года она вышла за него замуж, и они вместе уехали за границу. Она провезла его по всему миру, открыла перед ним шедевры мирового искусства.        
 Ведущий: А он, глядя, как Айседора танцует для него, теряя голову, шептал: «Моя, моя навеки!» Балерина с мировым именем была богата, и готова все отдать, только чтобы ее любимый Есенин был счастлив. Кутежи, шампанское, фрукты, подарки. Она оплачивала все.
 Ведущий: Уже через несколько месяцев есенинская страсть угасла и начались скандалы.  Она видела, что ее любимый спивается, и, чтобы спасти его, решила увезти за границу. Она стала Вергилием поэта, провезла его по всему миру и открыла перед ним шедевры мирового искусства.
   Есенин ездил в разные города на гастроли Айседоры Дункан и не мог писать стихи. Но если даже один день он не писал, это для него было хуже смерти.  В августе 1923 года Сергей Есенин расстаётся со знаменитой танцовщицей и возвращается в Россию…
 Ведущий: Айседора погибла в 1938 году в Ницце: ее длинный шарф попал в колесо набиравшего скорость автомобиля, в котором сидела танцовщица, намотался на ось и мгновенно удушил ее.
 Чтец: Не гляди на ее запястья
 И с плечей ее льющийся шелк.
 Я искал в этой женщине счастья,
 А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь — зараза,
 Я не знал, что любовь — чума.
 Подошла и прищуренным глазом
 Хулигана свела с ума.

 Ведущий: Осенью 1923 года поэт познакомился с Августой Миклашевской – красивой и талантливой актрисой Московского Камерного театра. Она родилась и выросла в Нахичевани. Провинциальная актриса не очень вписывалась в вольную столичную богему. У нее была репутация строгой женщины и заботливой матери. На ее попечении были сестра и маленький сын, которых она возила с собой на гастроли. В том же году состоялась их помолвка, но к брачному контракту она не привела…
 Ведущий: Воспоминания Августины Миклашевской свидетельствует о том, что она испытывала двойственное отношение к Есенину: порой ей хотелось «пойти за ним все равно куда», но она «бессмысленно ломала в себе это» и в итоге подчинила сердце разуму…

 Ведущий: Августина Леонидовна прожила долгую жизнь, наполненную событиями и встречами со знаменитыми людьми. Ей посвящено 7 стихотворений из цикла « Любовь хулигана».
Чтец:
 Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
 В первый раз я запел про любовь
В первый раз отрекаюсь скандалить.
 Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
 Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
 Ты уйти не могла к другому, 


Ведущий : В жизни Сергея Есенина большую благородную роль сыграла Галина Артуровна Бениславская.
Она была начитанной, интересовалась литературой, любила поэзию, особенно Блока. В 1920 году на одном из литературных вечеров в Политехническом музее Галя познакомилась с Сергеем и у них завязалась дружба.

Чтец: «С тех пор пошли длинной вереницей бесконечно радостные встречи, - вспоминала Бениславская. – Я жила этими встречами – от одной до другой. Стихи его захватили меня не меньше, чем он сам. Поэтому каждый вечер был двойной радостью: и стихи, и он».
 Бениславская отличалась своеобразной красотой и привлекательностью. В присутствии Сергея, которого очень любила, Галя расцветала, на щеках появлялся нежный румянец, движения становились лёгкими. Её глаза, попадая в солнечные лучи, загорались, как два изумруда. Об этом знали, шутя говорили, что она из породы кошек. Галя не отвечала, застенчиво улыбалась.
Ведущий:  Она в полном смысле слова любила Есенина больше своей жизни, восторгалась его стихами, но, когда считала нужным, искренно их критиковала, и Сергей прислушивался к её мнению.
 В марте 1925 года, когда, казалось, ничего не угрожало дружбе-любви Бениславской и Есенина, поэт прислал письмо: « Милая Галя! Вы мне близки, как друг, но я не люблю Вас как женщину».
 Это был тяжелый удар, но, тем не менее, Бениславская продолжала заботиться о поэте, помогала ему в издательских делах. И только известие о женитьбе Есенина на С. А. Толстой, заставило её разорвать отношения с ним.
 Безусловно, разрыв с Бениславской не мог не сказаться на состоянии Есенина.
Чтец:
Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.
Я помню осенние ночи,
Берёзовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна там светила длинней.
Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда».
Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.
И сердце, остыть не готовясь
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть
С другой вспоминает тебя.

Ведущий: В декабре 1926 года Галина Бениславская покончила с собой на могиле Есенина на Ваганьковском кладбище, оставив записку: «3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина… Но и ему, и мне это всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое…».
Чтец:
В ночи Ленинградской промозглой и стылой
Неужто вся жизнь оказалась постылой
И вызов петле был продумано брошен?
(И все ж, умоляю: “Не надо, Сережа!”).
Благая минута: секунда как вечность.
Ничто не мешает шагнуть в бесконечность.
В углу тень портьер корчит странную рожу…
(Не надо спешить. Ну, подумай, Сережа!).
Затравленный взгляд у “подраненной птицы”
А руки дрожат и не могут решиться…
Как саваном снегом весь мир припорошен…
(Как тихо вокруг. Ну, очнись же, Сережа!).
Рассвет уже близок и день будет светел.
(Ведь днем все иначе, ты это заметил?)
Ну, вспомни о милых, о маленьких детях!
Один в целом мире на страшной планете!!!…
…Затравлен и предан – никто не поможет.
Прости тебя Бог ! Ты прости всех, Сережа !
Ах, это совсем не “смешная потеря”:
Миг замер над грешной душой в “Англетере”…

Учитель:
- У великих поэтов одна дата жизни – дата рождения их неповторимого таланта. Казалось бы, все, о чем писал Есенин в стихах, он рассказывал о себе. Но все это глубоко волнует каждого из нас и сегодня. За личной судьбой поэта встает его эпоха. Из далеких 20-х годов Есенин незримо шагнул в наши дни и дальше – в будущее.

✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤
    

Литературная гостиная «Поэты «серебряного века»
  Я был, я есмь, я буду снова!
Предвечно странствие мое
М. Волошин

  Русская поэзия -  это жемчужина мировой культуры. Она играет радужными красками под лучами солнечного света на протяжении многих веков. А Начало двадцатого века стало поистине ренессансом русской поэзии, ее серебряным веком. Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Владимир Маяковский – эти имена знают во всем мире.
     Кончался XIX век, "золотой век" русской литературы, началось XX столетие. Это переломное время вошло в историю под красивым именем "серебряного века". Он породил великий взлет русской культуры и стал началом ее трагического падения. Начало "серебряного века" относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта и других замечательных поэтов. Расцветом "серебряного века" считают 1915 год - время его наивысшего подъема и конца.  Поэты предлагали разные способы постижения бытия, но каждый из них отличался необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее.
      По-разному сложились судьбы замечательных поэтов "серебряного века". Кто-то не смог вынести жизни на неприветливой родине, кто-то, как Гумилев, был расстрелян без вины, кто-то, как Ахматова, до последних своих дней остался на родной земле, пережив с ней все беды и горести, кто-то поставил "точку пули в своем конце", как Маяковский. Но все они создали в начале XX века настоящее чудо - "серебряный век" русской поэзии.
Зинаида Гиппиус (по мужу Мережковская, часто подписывалась мужскими псевдонимами)
Октябрьская революция ужаснула Мережковского и Гиппиус: они восприняли её как воцарение «царства Антихриста», торжество «надмирного зла». В дневнике поэтесса писала: «На другой день <после переворота>, чёрный, темный, мы вышли с Д. С. на улицу. Как скользко, студено, черно… Подушка навалилась — на город? На Россию? Хуже…». В конце 1917 года Гиппиус ещё имела возможность печатать антибольшевистские стихи в сохранившихся газетах. Следующий, 1918 год, прошёл под знаком подавленности.  
                                                                                                                                                                                                  В дневниках Гиппиус писала о голоде («Голодных бунтов нет — люди едва держатся на ногах, не взбунтуешь…» — 23 февраля), о зверствах ЧК («…В Киеве убили 1200 офицеров, у трупов отрубали ноги, унося сапоги. В Ростове убивали детей, кадетов, думая, что это и есть „кадеты“, объявленные вне закона». — 17 марта):          У России не было истории. И то, что сейчас происходит, - не история. Это забудется, как неизвестные зверства неоткрытых племен на необитаемом острове. Канет. Мы здесь живем сами по себе. Кто цел – случайно. На улицах вонь. Повсюду лежат неубранные лошади. Каждый день кого-то расстреливают, «по районным советам…»   
В 1919 году Гиппиус и Мережковский покидают Россию. С 1920 года живут в Париже.
В 1940 г. уходит из жизни когда-то близкий друг Философов, в конце 1941 г.— Мережковский, в 1942 г. — сестра Анна. Гиппиус тяжело переживает эти уходы. В последние годы жизни Гиппиус помимо мемуаров изредка пишет стихи и работает над большой поэмой "Последний круг" (опубликована 1972). Умерла в Париже; похоронена на русском кладбище в Сент-Женевьев-де Буа под Парижем.
 Зинаида Гиппиус
Мудрость

Сошлись чертовки на перекрестке,
На перекрестке трех дорог.
Сошлись к полнОчи, и месяц жесткий
Висел вверху, кривя свой рог. 

Ну, как добыча? Сюда, сестрицы!
Мешки тугие, — вот прорвет!
С единой бровью и с ликом птицы, —
Выходит старшая вперед. 

И запищала, заговорила,
Разинув клюв и супя бровь:
«Да что ж, неплохо! Ведь я стащила
У двух любовников — любовь. 

Сидят, целуясь... А я, украдкой,
Как подкачусь, да сразу — хвать!
Небось, друг друга теперь не сладко
Им обнимать да целовать! 

А вы, сестрица?» — «Я знаю меру,
Мне лишь была б полна сума.
Я у пророка украла веру, —
И он тотчас сошел с ума. 

Он этой верой махал, как флагом,
Кричал, кричал... Постой же, друг!
К нему подкралась я тихим шагом —
Да флаг и вышибла из рук!» 

Хохочет третья: «Вот это средство!
И мой денечек не был плох:
Я у ребенка украла детство,
Он сразу сник. Потом издох». 

Смеясь, к четвертой пристали: ну же,
А ты явилась с чем, скажи?
Мешки тугие, всех наших туже...
Скорей веревку развяжи! 

Чертовка мнется, чертовке стыдно...
Сама худая, без лица.
«Хоть я безлика, а всё ж обидно:
Я обокрала — мудреца. 


Жирна добыча, да в жире ль дело!
Я с мудрецом сошлась на грех.
Едва я мудрость стащить успела, —
Он тотчас стал счастливей всех! 

Смеется, пляшет... Ну, словом, худо.
Назад давала — не берет.
«Спасибо, ладно! И вон отсюда!»
Пришлось уйти... Еще убьет! 

Конца не вижу я испытанью.
Мешок тяжел, битком набит!
Куда деваться мне с этой дрянью?
Хотела выпустить — сидит». 

Чертовки взвыли: наворожила!
Не людям быть счастливей нас!
Вот угодила, хоть и без рыла!
Тащи назад! Тащи сейчас! 

«Несите сами! Я понесла бы,
Да если люди не берут!»
И разодрались четыре бабы:
Сестру безликую дерут. 

Смеялся месяц... И от соблазна
Сокрыл за тучи острый рог.
Дрались... А мудрость лежала праздно
На перекрестке трех дорог. 
1908
Бальмонт Константин Дмитриевич — известный русский поэт-символист, переводчик, член Общества любителей российской словесности.
В 1901 году у Бальмонта случился конфликт с властью. Он прочитал на одном из вечером стихотворение, направленное против Николая II и был за это выслан из столицы.
Революцию  Бальмонт не принимает из-за её кровавых методов. В 1920 году он уезжает с семьёй в Париж. Жизнь в эмиграции не складывается: мизерные гонорары, преследования со стороны советских властей изматывают его душевные силы. С 1932 года становится известно, что поэт страдает серьёзным психическим заболеванием.
23 декабря 1942 года Бальмонт, измученный душевной болезнью, умер от воспаления лёгких в местечке Нуази-ле-Гран под Парижем.
Лебедь

 Заводь спит. Молчит вода зеркальная.
 Только там, где дремлют камыши,
 Чья-то песня слышится, печальная,
                Как последний вздох души.

 Это плачет лебедь умирающий,
 Он с своим прошедшим говорит,
 А на небе вечер догорающий
                 И горит и не горит.

 Отчего так грустны эти жалобы?
 Отчего так бьется эта грудь?
 В этот миг душа его желала бы
                 Невозвратное вернуть.

 Все, чем жил с тревогой, с наслаждением,
 Все, на что надеялась любовь,
 Проскользнуло быстрым сновидением,
                 Никогда не вспыхнет вновь.

 Все, на чем печать непоправимого,
 Белый лебедь в этой песне слил,
 Точно он у озера родимого
                 О прощении молил.
Бальмонт был одним из самых активных поэтов-символистов Серебряного века: ему принадлежат 35 опубликованных поэтических сборников и 20 книг прозы. Писал абсолютно во всех жанрах: его перу принадлежат стихи, проза, автобиографии, мемуары, филологические трактаты, историко-литературные исследования, критические эссе. Он был уникальным переводчиком.

Мирра Лохвицкая
Писать стихи Маша Лохвицкая (псевдоним – Мирра Лохвицкая) начала "с тех пор, как научилась держать перо в руках, еще ребенком распевала песни собственного сочинения".
Впрочем, по словам Тэффи (сестры), стихи писали все дети: "вместе - юмористические, втайне - лирические".
Поводом к творчеству могло стать все что угодно. Например, одна из сестер входит в детскую и жалуется: "Зуб заострился, режет язык". Другая, почувствовав в словах стихотворный размер, тут же откликается: "К этакой боли я не привык!" Все сразу оживляются, дальше продолжают по очереди:
- Можно бы воском его залепить!
- Но как же я буду горячее пить?
- А как же я буду говядину жрать?
- Ведь не обязаны все меня ждать! - заканчивает самая маленькая.
         В конце 1890-х годов здоровье Лохвицкой стало стремительно ухудшаться. Она жаловалась на боли в сердце, хроническую депрессию и ночные кошмары. В декабре 1904 года болезнь обострилась. Лохвицкая умирала мучительно: её страдания «приняли такой ужасающий характер, что пришлось прибегнуть к впрыскиваниям морфия». Под воздействием наркотика последние два дня жизни больная провела в забытьи, а скончалась — во сне, 27 августа 1905 года. 29 августа состоялось отпевание поэтессы в  церкви Александро-Невской лавры; там же, на Никольском кладбище, она, в присутствии лишь близких родственников и друзей, была похоронена.
Мирра Лохвицкая
x x x
Твои уста — два лепестка граната,
Но в них пчела услады не найдет.
        Я жадно выпила когда-то
        Их пряный хмель, их крепкий мед.
Твои ресницы — крылья черной ночи,
Но до утра их не смыкает сон.
        Я заглянула в эти очи —
        И в них мой образ отражен.
Твоя душа — восточная загадка.
В ней мир чудес, в ней сказка, но не ложь.
        И весь ты — мой, весь без остатка,
        Доколе дышишь и живешь.                      1899

Надежда Лохвицкая писала под псевдонимом Тэффи. Как он возник?
  Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы: «Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Но — что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливые». Ей «вспомнился <…> один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло, значит, самой судьбой за идеального дурака признанный. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался)», писательница «решила подписать пьеску свою „Тэффи“».
     Тэффи не собиралась уезжать из России. Решение было принято спонтанно, неожиданно для неё самой: «Увиденная утром струйка крови у ворот комиссариата, медленно ползущая струйка поперек тротуара перерезывает дорогу жизни навсегда. Перешагнуть через неё нельзя. Идти дальше нельзя. Можно повернуться и бежать».
        Тэффи вспоминает, что её не оставляла надежда на скорое возвращение в Москву, хотя своё отношение к Октябрьской революции она определила давно: «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъярённых харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла».

Скончавшись в преклонном возрасте, Тэффи на 47 лет пережила свою сестру Машу - поэтессу Мирру Лохвицкую.    В октябре 1952 года Надежда Александровна Тэффи была похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем. Годом позже здесь же появилась могила Бунина. На похоронах академика, Нобелевского лауреата присутствовало 11 человек.
   Тэффи
Моя любовь - как странный сон,
 Предутренний, печальный...
 Молчаньем звезд заворожен
 Ее призыв прощальный!
                                                    Как стая белых, смелых птиц
                                                    Летят ее желанья
                                                   К пределам пламенных зарниц
                                                   Последнего сгоранья!..
 Моя любовь - немым богам
 Зажженная лампада.
 Моей любви, моим устам -
 Твоей любви не надо!

Александр Николаевич Вертинский (9 (21) марта 1889, Киев — 21 мая 1957, Ленинград) — выдающийся русский и советский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половины XX века. Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских.
На своих концертах Вертинский часто выступал в маске Пьеро. Каждую песню артист превращал в небольшую пьесу с законченным сюжетом и одним-двумя героями. Певца, который называл свои произведениями «ариетками», стали называть «русским Пьеро».
Его романс «То, что я должен сказать», написанный под впечатлением гибели трехсот московских юнкеров, возбудил интерес Чрезвычайной комиссии, куда автора вызвали для объяснений. Согласно легенде, когда Вертинский заметил представителям ЧК: «Это же просто песня, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!», он получил ответ: «Надо будет, и дышать запретим!»
Я не знаю, зачем и кому это нужно,                              
 Кто послал их на смерть недрожащей рукой?
 Только так беспощадно, так зло и ненужно
 Опустили их в Вечный Покой!
 В ноябре 1920 года на пароходе «Великий князь Александр Михайлович» вместе с остатками армии барона Врангеля Александр Вертинский переправился в Константинополь, где начал снова давать концерты .
О причинах, предопределивших эмиграцию, А. Вертинский много лет спустя писал:
Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет: Очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность.
 В последние годы жизни артист пребывал в глубоком духовном кризисе. В 1956 году он писал жене:
Я перебрал сегодня в уме всех своих знакомых и 'друзей' и понял, что никаких друзей у меня здесь нет! Каждый ходит со своей авоськой и хватает в неё всё, что ему нужно, плюя на остальных. И вся психология у него 'авосечная', а ты — хоть сдохни — ему наплевать! <…> Ты посмотри эту историю со Сталиным. Всё фальшиво, подло, неверно <…> На съезде Хрущёв сказал: «Почтим вставанием память 17 миллионов человек, замученных в лагерях». Ничего себе?! Кто, когда и чем заплатит за «ошибки» всей этой сволочи?! И доколе будут измываться над нашей Родиной? Доколе?…
 Последний концерт Вертинского состоялся 21 мая 1957 года в Ленинграде. В тот же день Александр Николаевич скончался от острой сердечной недостаточности в гостинице «Астория». Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
 Романс «Доченьки мои»
Творчество А. Вертинского продолжает жить и сегодня. Среди огромного песенного репертуара актёры, режиссёры, певцы выбирают романсы "русского Пьеро". Почему? Ответ очевиден. Они до сих пор актуальны, разложены на афоризмы и просто красивы. Предлагаем посмотреть вам несколько видеоотрывков, где звучит слово Вертинского.
Отрывок из фильма "По семейным обстоятельствам"
Отрывок из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Отрывок из фильма "Охотники за бриллиантами"
Отрывок из сатирического проекта "Гражданин Поэт" ("Баллада об удоде")


Иннокентий Фёдорович Анненский (20 августа (1 сентября) 1855, Омск, Российская империя — 30 ноября (13 декабря) 1909, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский поэт, драматург, переводчик, критик, исследователь литературы и языка, директор мужской Царскосельской гимназии.
Лирический герой Анненского — человек, разгадывающий "постылый ребус бытия". Поэт подвергает пристальному анализу "содержание нашего я", "которое хотело бы стать целым миром, раствориться, разлиться в нем, я, замученное сознанием своего безысходного одиночества, неизбежного конца и бесцельного существования.
Манера письма поэта "резко импрессионистическая", Вяч. Иванов назвал ее "ассоциативным символизмом". Поэзия, по мнению Анненского, не изображает, а намекает на то, что недоступно выражению, "мы славим поэта не за то, что он сказал, а за то, что он дал нам почувствовать несказанное".

Сергей Есенин (1895-1925)
Видеоклип. Малинин. «Мне осталась одна забава…»

Вокруг его имени и его стихов вот уже девять десятилетий не смолкает шум. И кажется, что это продолжает шуметь он сам - уникальная фигура в истории ХХ столетия.
Лучшие страницы Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, Есенин был большим и смелым мастером стиха. Его емкие и ошеломляюще свежие образы — почти всегда настоящее художественное открытие.
Романс «Отговорила роща золотая…»

Стих-прощание «До свиданья, друг мой, до свиданья…» написан Есениным кровью на блокнотном листе за сутки до своей трагической смерти.
Есенин передал это стихотворение своему ленинградскому другу, поэту Вольфу Эрлиху, который вспоминал: "Есенин нагибается к столу, вырывает из блокнота листок, показывает издали: стихи. Говорит, складывая листок вчетверо и кладя его в карман моего пиджака: "Тебе". Устинова (приятельница Эрлиха) хочет прочесть. "Нет, ты подожди, останется один - прочитает..." Простились. С Невского я вернулся вторично: забыл портфель. Есенин сидел у стола спокойный, без пиджака, накинув шубу, и просматривал старые стихи. На столе была развернута папка. Простились вторично".
Стихотворение осталось в кармане у Эрлиха, но прочитал он его только на следующий день, когда Есенина уже не было в живых.

До свиданья, друг мой, до свиданья.
 Милый мой, ты у меня в груди.
 Предназначенное расставанье
 Обещает встречу впереди.

 До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
 Не грусти и не печаль бровей, —
 В этой жизни умирать не ново,
 Но и жить, конечно, не новей.
‹1925›
Утром 28 декабря 1925 года поэта нашли повесившимся в номере ленинградской гостиницы "Англетер".

Владимир Маяковский  (1883-1930)
На смерть Есенина Маяковский ответил стихотворением:
Для веселия            планета наша                        мало оборудована.
 Надо     вырвать            радость                   у грядущих дней.
 В этой жизни
             помереть
                     не трудно.
 Сделать жизнь
              значительно трудней.

И сам 14 апреля 1930 года в 10 часов 17 минут в своей рабочей комнате выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой.

Я хочу быть понят моей страной, а не буду понят, - что ж,
По родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь.

Первое, что возникает при имени «Маяковский», - это чувство его огромности. Своею огромностью Маяковский защищал свою беззащитность, и она не всем была видна. Поэт был вынужден защищаться всю жизнь от тех, кто был меньше его, - от литературных и политических лилипутов, пытавшихся обвязать его, как Гулливера, тысячами своих ниток, иногда вроде бы нежно-шёлковых, но до крови впивавшихся в кожу.

Интересные факты из жизни Маяковского
Знаменитая «лесенка» Маяковского многими его коллегами-поэтами считалась жульничеством. Поэтам тогда платили в соответствии с количеством строк.
Маяковский всю жизнь очень сильно боялся микробов и мыл руки при каждом удобном случае. Фобия развилась после того, как отец поэта умер в результате обычного укола иглой.
Маяковский любил азартные игры и во время поездок по Европе предпочитал проводить время за карточными столами.
Одна из версий причин смерти поэта – неудачная игра в русскую рулетку.
Однажды, проигравшись в бильярд, Маяковский расплатился доверенностью на получение гонорара за свой сборник стихов.
Стихотворение «Долг Украине»,1926
А что мы знаем   о лице Украины?
Знаний груз    у русского     тощ -
тем, кто рядом,     почета мало.
Знают вот    украинский борщ,
знают вот      украинское сало.
И с культуры     поснимали пенку:
Кроме   двух   прославленных Тарасов -
Бульбы     и известного Шевченка, -
ничего не выжмешь,      сколько ни старайся.
А если прижмут -    зардеется розой
и выдвинет    аргумент новый:
возьмет и расскажет      пару курьезов -
анекдотов    украинской мовы.
Говорю себе:     товарищ москаль,
на Украину     рожу не скаль.
Разучите  эту мову
на знаменах -  лексиконах алых,
эта мова    величава и проста:
"Чуешь, сурмы загралы,
час расплаты настав..."
Разве может быть   затрепанней
да тише  слова   поистасканного   "Слышишь"?!
Я   немало слов придумал вам,
взвешивая их,   одно хочу лишь, -
чтобы стали   всех   моих
стихов слова   полновесными,   как слово "чуешь".
Трудно   людей    в одно истолочь,
Собой  кичись не очень.
Знаем ли мы укрАинскую ночь?
Нет, мы не знаем украИнской ночи».

 Осип Мандельштам  (1891-1938)
В ноябре 1933 года Осип Мандельштам пишет антисталинскую эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны…» («Кремлёвский горец»), которую читает полутора десяткам человек.
Б. Л. Пастернак этот поступок называл самоубийством.

Мы живём, под собою не чуя страны,
 Наши речи за десять шагов не слышны,
 А где хватит на полразговорца,
 Там припомнят кремлёвского горца.
 Его толстые пальцы, как черви, жирны,
 А слова, как пудовые гири, верны,
 Тараканьи смеются усища,
 И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
 Он играет услугами полулюдей.
 Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
 Он один лишь бабачит и тычет,
 Как подкову, кует за указом указ:
 Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
 Что ни казнь у него - то малина
 И широкая грудь осетина.

Кто-то из слушателей доносит на Мандельштама.
В ночь с 13 на 14 мая 1934 года Мандельштама арестовывают и отправляют в ссылку в Чердынь (Пермский край). Приказ Сталина, подводящий итог следствию, был: «Изолировать, но сохранить». Осипа Мандельштама сопровождает жена, Надежда Яковлевна. В Чердыни О. Э. Мандельштам совершает попытку самоубийства (выбрасывается из окна). Вмешались друзья. И диктатор решил проявить великодушие. Мандельштаму предложили выбрать городок для отбывания трёхлетнего срока административной высылки. Мандельштамы выбирают Воронеж. Живут в нищете, изредка им помогают деньгами немногие не отступившиеся друзья. Время от времени О. Э. Мандельштам подрабатывает в местной газете, в театре.

В мае 1937 года заканчивается срок ссылки и поэт неожиданно получает разрешение выехать из Воронежа. Они с женой возвращаются ненадолго в Москву.
В мае 1938 г. пред восходом солнца поэта снова арестовали, приговорили к пяти годам каторжных работ в Сибири. По легенде, он умер в пересыльном лагере под Владивостоком. По официальным данным, он скончался 27 декабря  1938 года. Ему было 47 лет.
 Тело Мандельштама до весны вместе с другими усопшими лежало непогребённым. Затем весь «зимний штабель» был захоронен в братской могиле.
Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно.

Это стихотворение было создано в тридцатом году двадцатого века, оно посвящено Петербургу.
 Атмосфера уныния и тревоги - главные эмоции, царившие в душах  жителей Петербурга. Безысходность, отчаяние и темнота – синонимы смерти живой души. Люди погружены в кошмарное существование.
Они не спят по ночам. Оговоры, поклепы, применение силы превратили петербуржцев в запуганных жертв. И самое страшное, что со времени смерти Мандельштама почти ничего не изменилось.
Владимир Набоков о Мандельштаме.
 Осип Мандельштам — восхитительный поэт, лучший  из пытавшихся выжить в России при Советах, — эта скотская и тупая власть подвергла его гонениям и в конце концов загубила в одном из далеких концентрационных лагерей. Стихи, которые он героически продолжал писать, пока безумие не затмило его ясный дар, — это изумительные образчики того, на что способен человеческий разум в его глубочайших и высших проявлениях. Чтение их усиливает здоровое презрение к советской дикости. Тиранам и палачам никогда не удастся скрыть за космической акробатикой свою комическую спотыкливость.
За гремучую доблесть грядущих веков,
‎За высокое племя людей, —
 Я лишился и чаши на пире отцов,
‎И веселья, и чести своей.

 Мне на плечи кидается век-волкодав,
‎Но не волк я по крови своей:
 Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
‎Жаркой шубы сибирских степей...

 Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
‎Ни кровавых костей в колесе;
 Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
‎Мне в своей первобытной красе.

 Уведи меня в ночь, где течет Енисей
‎И сосна до звезды достаёт,
 Потому что не волк я по крови своей
‎И меня только равный убьёт.

Марина Цветаева  (1892-1941)

Красною кистью
 Рябина зажглась.
 Падали листья.
 Я родилась.

 Спорили сотни
 Колоколов.
 День был субботний:
 Иоанн Богослов.

 Мне и доныне
 Хочется грызть
 Жаркой рябины
 Горькую кисть.

Цветаева и Ахматова- две великие поэтессы. Юнна Мориц изобрела единицу измерения женской поэзии -- один "ахмацвет": "Поэтесс все сравнивают с Ахматовой и Цветаевой. Хотя вряд ли кто-то из поэтов-мужчин выдержал бы сравнение с ними".
В лирике Цветаевой, конечно же, центральное место отведено женщине.
Клип «В гибельном фолианте…»
Октябрьскую революцию Цветаева не приняла. Понимание того, что революция подняла со дна человеческих душ всё дурное и тёмное, что соблазнительные большевистские лозунги прикрывали ложь, грязь, насилие, было для Цветаевой не менее важно, чем физические ощущения голода, боли, холода, страха. Она не принимала коммунизм как идею. Восемнадцать лет прожила Марина Ивановна в эмиграции.
На родину вернулась в 1939 году. В её стихах звучало: «…я не хочу умереть, я не хочу – жить». Жизнь её была никому не нужна. А так жить она не могла. В предсмертном письме, оставленном сыну, она просила: «Если когда-нибудь увидишь Серёжу (Сергей Эфрон – муж Марины Цветаевой) и Алю (дочь поэтессы) – скажи им, что я любила их до последней минуты.
                31 августа 1941 года Цветаева покончила жизнь самоубийством (повесилась) в Елабуге.
Похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.
"Идешь, на меня похожий..."
      * * *
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
                                            Прочти — слепоты куриной
                                            И маков набрав букет,
                                           Что звали меня Мариной
                                           И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
                                             И кровь приливала к коже,
                                             И кудри мои вились...
                                             Я тоже была прохожий!
                                             Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, -
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
- И пусть тебя не смущает
Мой голос из- под земли.                                     3 мая 1913

Отрывок из последнего стихотворения Марины Цветаевой

Ты стол накрыл на шестерых,
 Но шестерыми мир не вымер.
 Чем пугалом среди живых —
 Быть призраком хочу — с твоими,

 (Своими)... Робкая как вор,
 О — ни души не задевая! —
 За непоставленный прибор
 Сажусь незванная, седьмая.

 Раз! — опрокинула стакан!
 И все, что жаждало пролиться, —
 Вся соль из глаз, вся кровь из ран —
 Со скатерти — на половицы.

 И — гроба нет! Разлуки — нет!
 Стол расколдован, дом разбужен.
 Как смерть — на свадебный обед,
 Я — жизнь, пришедшая на ужин.

6 марта 1941


✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤✤